Если в начале двадцатого века кино было еще диковинкой и маленьким волшебством, то в двадцать первом сходить в кинотеатр не составляет никакого труда. Если в прошлом веке восторгались и даже несколько пугались движущейся картинки, то сегодня многие люди спокойно и порой безразлично взирают на экраны кинотеатров или телевизоров. Как говорят, человек ко всему привыкает, а к комфорту – тем паче.
Из-за своей доступности кино уже не столь активно поражает сердца людей, скорее косвенно воздействует на формирование идеалов поведения, а в последнее время превращается все больше в сгусток спецэффектов, за который зрители готовы заплатить больше благодаря зрелищности.
Однако находятся и люди, которые не просто заходят в кинотеатр из-за нежелания делать что-либо еще, но приносят с собой цель увидеть именно этот фильм, пропустить его через себя, ощутить всю идею, которую хотел вложить в него режиссер, порассуждать о вечных вопросах человечества. Их зовут синефилами, или киноманами.
Все мы, так или иначе, ими являемся, но, разумеется, в разной степени. Проанализировав степень увлеченности, можно сгруппировать людей, смотрящих хоть иногда фильмы, по следующим стадиям «заболевания» синефилией:
I стадия: «СЛУЧАЙНЫЙ ЗРИТЕЛЬ». Стадия чипсов, просмотров с друзьями и пивом, где пиво и друзья гораздо важнее фильма. Фильм выбирают по принципу разрекламированности, звездных актеров и «ну все же уже видели, а я нет».
II стадия: «КИНОЛЮБИТЕЛЬ». Он уже может смотреть фильмы с друзьями, но без пива. Или, что важней всего, смотреть их совсем без друзей дома. Собирает фильмы, которые у всех на слуху. Иногда пытается посмотреть их раньше, чем они начинают идти в кинотеатре. Смотрит, в принципе, все, что ему попадает, часто не досматривает то, что ему покажется скучным.
III стадия: «ПРОДВИНУТЫЙ КИНОЛЮБИТЕЛЬ». Начальная стадия киномании - это когда индивид набирается храбрости приходить без друзей, ОДИН, в кинотеатр. Эта стадия очень важна так как "больной" начинает осознанно приходить за фильмом, а не за общением и т.п. Начинает интересоваться фамилиями режиссеров. Фильмы, скачанные с сети, начинают казаться ему недостаточно хорошими. Смотрит то, что покажут в кинотеатре и то, что увидит у друзей. Может начать поиск определенных фильмов.
IV стадия: «КИНОМАН-НОВИЧОК». Начинает четко отделять «популярные фильмы» и «фильмы не для всех» (т.е. для него). Интересуется в основном артхаусом, презирает большую часть Голливуда, восторгается большим количеством аттракционов. Начинает целенаправленно искать фильмы определенных режиссеров, читать про кино. Требует от кино, чтобы оно его удивляло, и искренне «удивляется» и высказывает свои «вау-впечатления». Кинопрожорлив.
V стадия: «КИНОМАН С ОПЫТОМ». Часто устает от аттракционов и трюков, ими его уже в основном не удивить. Легко оперирует фамилиями режиссеров и цитирует фильмы. Может определить режиссера по нескольким кадрам. Много смотрит классики, углубляется в историю кинематографа. Особое удовольствие ему доставляет узнавать цитаты фильма в другом фильме. Начинает интересоваться киноязыком. Смотрит много, но избирательно, например, по фестивальному принципу. Читает кинокритику, критикует сам. По отношению к фильмам гораздо более эмоционально спокоен, его сложно удивить. Критично настроен, легко выносит суждения о том либо ином фильме.
VI стадия: «СИНЕФИЛИЯ». Последняя, самая навязчивая стадия киномании. Может смотреть ВСЁ! Не делит фильмы на хорошие и плохи. Одинаковое удовольствие для него составляет как видеть мастерство режиссера, так и наблюдать за его ошибками. Любит наблюдать за техникой исполнения, деталями, монтажными приемами, камерой и прочими техническими составляющими создания кинолент. Поэтому каждый фильм для него интересен.
На любом этапе больного может преследовать навязчивое желание снимать фильмы самому.
Впервые слово «синефилия» стали использовать по отношению к страстным поклонникам кино во Франции, постоянным посетителям парижской Синематеки, которую закрыли незадолго до студенческих бунтов мая 1968 года. Любители кино также были своеобразными бунтарями, они хотели вырвать фильмы из системы товарооборота, чтобы, как святыню, тщательно оберегать от надругательств капиталистическим обществом.
Итак, как замечено, синефилию можно считать болезнью психологического характера. Чрезмерное потребление кинопродукции ведет к уходу от реальности, закрытости и дезориентации в обществе. Ярким примером такого состояния может послужить фильм Бернардо Бертолуччи «Мечтатели», где трое молодых киноманов создали свой маленький мир, сотканный из эпизодов фильмов. Они, скрывшись в своей фантазии, перестали замечать время и события, а когда очнулись, весь город уже сотрясался от крупных демонстраций протеста. Им пришлось сделать выбор, и он оказался непростым для всех троих.
Однако если человек стремится не просто проглотить очередной фильм, но и творчески его переосмыслить, переработать, и, возможно, постараться создать что-то самому, то тогда обычная временная одержимость превращается в настоящую любовь к кино. Именно благодаря ей мы и имеем иногда удовольствие смотреть фильмы, после которых выходим из кинозала потрясенными до глубины души, заряженные позитивной энергией, жизнерадостностью и желанием созидать.
Кинематограф говорит с нами, говорит многими голосами, которые образуют сложнейшие контрапункты. Он говорит с нами и хочет, чтобы мы его понимали. Давайте попробуем смотреть немного дальше собственного носа и попытаемся извлечь из этого жанра искусства максимум того, что может сделать нас совершеннее.
Если вы любите кино, оно вас обязательно полюбит в ответ, и тогда, возможно, откроется для вас новый, полный загадок и красоты, мир.